О приходе
· Приход сегодня
· Наши святыни
· Наши планы
· Приписной храм "Благовещенский погост"
Богослужебная деятельность
· Как возникла наша служба
· Места где мы побывали
· Где мы хотим побывать
· О возможности паломничества к нам
· Путевая информация паломника

Святая Земля 2011

Наше хождение на Святую Землю состоялось в ноябре 2011 года.
30 октября паломники собрались в аэропорту Домодедово.

Спустя несколько часов мы были уже в аэропорту Бен-Гурион, откуда на автобусе отправились сразу в Вифлеем. Хорошо, что путешествие по Израилю началось именно с места рождения Спасителя. Так постепенно мы прошли и прочувствовали все Евангельские события, а иногда заглядывали и в события Ветхого Завета. Для меня это было, пожалуй, самым важным в паломничестве.

Утро первого дня - Вифлеем. Для меня новым было все, включая необычные израильские пейзажи, каменные нагромождения скал и домов, и непонятно, где заканчивается скала и начинаются постройки, горизонт во все стороны.

Вооружившись Путевым Листом Паломника, который разработал и выпустил духовный руководитель поездки, отец Вячеслав, я приготовилась к тому, что попаду в невероятный мир, где на каждом шагу тебя ждет чудо. ну, по крайней мере, что-то необычное.
Все было совсем не так.

Все было гораздо серьезнее и интереснее. От переполненного сердца (и карт памяти фотоаппарата) я поделюсь здесь своими впечатлениями.
День первый.
Мы отправились на смотровую площадку Вифлеемской Паломнической Резиденции русской духовной миссии,

чтобы оттуда посмотреть на панораму Вифлеема, издали рассмотреть Иерусалим, найти на бескрайних просторах поле пастухов, гору Ирода. Понять, наконец, что мы - на Святой Земле, и приготовиться к духовной работе.

Сверху мы увидели и храмовый комплекс Рождества Христова. Удивительно, но с высоты мне показалось, что это ничем не примечательное сооружение, которое теряется в других постройках.

Когда мы спустились и подошли к этому храму - все увиделось по-другому.
Настолько величественной, массивной, строгой и бесстрастной была эта каменная громада,

что и без низкого входа - Врат Смирения - это самое смирение рождалось в душе. Оставалось одно - склонить голову и поблагодарить Бога за Его любовь и терпение.

А внутри - сумрак и какая-то торжественная высота.

Там же зашли в пещерку блаженного Иеронима. Это место почему-то особенно отозвалось в сердце. Можно было прижаться лбом к низким сводам пещерки и подумать. Как св. Иероним так любил Бога, что посвятил Ему всю свою жизнь? Как он стяжал такую мудрость, терпение и смирение... В пещерке было тесно, а паломников - много. Но там было редкое ощущение тишины.

А потом был Хеврон!
Горячая точка на планете, где война не прекращается. Автобус ехал мимо автобусных остановок, оборудованных бетонными плитами, чтобы прятаться от пуль, мимо постов с вооруженными солдатами, через безжизненные поля с колючей проволокой. Хотя отсутствие жизни - только видимость. Там жизнь - везде.

А в Хевроне мы посетили Меарат ха Махпела, гробницу патриархов. Адам и Ева, Авраам и Сарра, Исаак и Ревекка - они были совсем рядом.
Там тоже было очень тихо. И совершенно нереально. Словно во сне.

Вообще-то я в глубине души думала, что в Библии половина - придуманные истории. Так не бывает. И вдруг полное ощущение того, что все - правда. И эта правда как облако накрыла меня, не оставив никаких сомнений.
На закате мы попрощались с Хевроном.

А утром мы проснулись в Иерусалиме.

Утром второго дня, пока сидели в холле отеля, рассматривали идущих по улицам арабских школьников.

Давно хотелось увидеть хоть издали голубую мечеть, "Купол над скалой", о которой столько слышала и думала. И вот, наконец, этот золотой купол - он восхитителен!

Не могу поверить, что мечеть накрывает камень, на котором Авраам собирался принести в жертву своего сына Исаака. А для мусульман это не менее святое место, так как именно оттуда отправился на небо их пророк. Война за святыню - такое возможно только на Святой Земле. Здесь везде ветхозаветная история тесно сплетается с настоящим и растворяется в будущем.
Купол над скалой прекрасен даже на горке из специй. В этом есть что-то глубоко символичное.

Напряженное соседство ислама и иудаизма особенно остро ощущается именно возле стены, отделяющей Купол над скалой и Стену плача.

Именно здесь понимаешь, насколько хрупок и уязвим мир. И что все в руках Божиих.
Старый город прекрасен и неповорим!

Люди в военной форме и с оружием, как ни странно, смотрятся здесь естественно и нормально. Между прочим, у них очень серьезные глаза. Господи, спаси и сохрани этих детей!

Я, наверное, неправильный паломник, потому что с любопытством рассматривала абсолютно все вокруг. Ну как можно пройти мимо арабских бубликов и хрустящих лепешек? Они, кстати, оказались очень вкусными.

А вот и мечеть Аль-Акса. Гармонично вписывается в окружающий ландшафт. Говорят, там могут молиться 5 тысяч человек. А снаружи так не кажется.

В какой-то момент к нам присоединился русский батюшка, который служит в Иерусалиме. Редко можно встретить людей, которые светятся постоянной пасхальной радостью.

Он повел нас в то самое место, где в одну из страшных евангельских ночей трижды прокричал петух, а апостол Петр трижды отрекся от Христа. Путь туда обозначен такими забавными картинками:
А вот лестница, по которой, вероятно, вели Христа.

На месте темницы Христа теперь вот такой величественный храм.

А рядом, у городских стен, жизнь идет своим чередом. И это здорово!

Были мы и на Елеоне, месте вознесения Спасителя. Там находится камень, на котором стояла Богородица во время вознесения Христа. Удивительное место.

Потом мы были на месте обретения главы Иоанна Предтечи. В самом храме мне запомнились витражи на стеклах, сквозь которые проходили солнечные лучи и разбивались на множество разноцветных огоньков. Можно было встать в середину храма и подставить ладони и лицо этим солнечным огонькам. И в душе засветилась такая же разноцветная радость. А само место обретения главы отмечено углублением в полу храма.

Чтобы попасть в некоторые монастыри, нужно знать пароль. Отец Вячеслав точно знает, что нужно говорить.

За зеленым забором укрылся монастырь святой Марии Магдалины.

А в церкви хранятся мощи св. новмч. княгини Елисаветы и ее келейницы Варвары. Интересно, что перед отъездом в Израиль я читала о жизни кн. Елисаветы, о создании Марфо-Мариинской обители, о мученической смерти святой. Ее духовная твердость, мудрость и мужество меня поразили. И тут удалось с ней встретиться.

А это помазание у мощей св. новмч. Елисаветы. С надеждой научиться терпению и стойкости.

Совсем рядом оказался Гефсиманский сад, вернее, то, что от него осталось. Древние оливковые деревья такие огромные и строгие, хочется верить, что они помнят Христа и апостолов. А под ними - обычная повседневная жизнь - сбор плодов.

О чем можно молиться у камня, на котором в Гефсиманском саду молился Христос? Может, о том, чтобы Господь научил молиться и верить, терпеть, прощать и любить?

Наш гид попрощался с нашей группой. А его внутренний свет и пасхальная радость остались с нами. Почему я не спросила, как это у него получалось? Хотя догадываюсь, в чем секрет.

В тот день я даже не заметила, как село солнце. А там оно не просто садится, а буквально падает за горизонт.

Утром третьего дня мы снова отправились к стенам старого города.
Погружение в историю старого города началось с арабского кладбища. Кстати, вместо цветов на надгробия там кладут пальмовые ветви.

С кладбища открывался потрясающий вид на Елеон с одной стороны

и Золотые ворота, старейшие ворота Иерусалима, ведущие прямо на храмовую гору, с другой. Это именно те ворота, через которые должен войти Мессия.

В самом старом городе мы сначала зашли в дом, где, по преданию, родилась Пресвятая Богородица.

Родители Божьей Матери специально обосновались здесь, поближе к храму, чтобы можно было каждый день ходить туда и молиться. Ступеньки вели глубоко под землю. Что это было? Может, подвал, или какая-то хозяйственная часть дома... Ведь столько раз все перестраивалось и менялось.

А вот то самое место, о котором мы слышим на каждом водосвятном молебне. Вифезда, Овчая купель, куда иногда сходил ангел и возмущал воду. И вокруг лежало множество хромых, иссохших, чающих движения воды... Именно тут сидел человек, много лет ожидавший чуда исцеления. И именно тут Христос сотворил чудо и исцелил его.

И как тут было удержаться и не зайти в эту купель? Не ожидая чуда, а просто - взяв евангельскую радость в ладони, подставив лицо под брызги.

От Овчей купели мы вышли на Виа Долороза, Крестный путь Спасителя, улицу Скорби... Путь пролегал через крепость Антония, Преторию, где была темница Христа.

Мы шли по огромным каменным плитам, помнящим грохот сандалий римских воинов, стук лошадиных копыт. Казалось, эти звуки все еще стоят в оглушительной тишине коридоров претории. Здесь по этим улицам вели Христа, здесь - Его темница.

У многих, и у меня тоже, сжалось сердце, отозвалось какой-то болью. Словно все, что происходило тогда, напрямую касается и меня лично.

А дальше была череда остановок, связанных с крестным путем Спасителя.
Место, где в первый раз Христос упал под тяжестью креста.

А здесь Он встретился со своей Матерью.

В ту страшную пятницу город был заполнен народом, приближался праздник, приходилось буквально протискиваться сквозь толпу. Дорога резко поворачивала направо. И здесь Христос снова покачнулся и едва не упал, успев опереться рукой о стену.
За две тысячи лет ничего не изменилось. Мы так же шли, поминутно останавливаясь, чтобы разминуться с идущими навстречу людьми, шли мимо торговцев. Кто-то смеялся, кто-то играл в нарды, рядом курили кальян и торговали крестами.

В самой гуще толпы, на оживленном повороте - место пятой остановки - камень в стене, к которому прикоснулся Спаситель.

А дальше - дом Вероники, той самой, которая вышла навстречу Христу, держа покрывало в руках, чтобы утереть пот и кровь с лица. А на покрывале отразился лик Спасителя. Так появился Его нерукотворный образ.

С каждым шагом внутри что-то происходило, мы становились другими. А наши бабушки, казалось, видят нечто гораздо более глубокое и серьезное, чем остальные.

Незаметно мы подошли к порогу Судных врат. Здесь нужен был всего лишь один голос, чтобы приговоренного к распятию освободили. Но все промолчали. Молчанием предавался Христос. Сейчас на этом месте - Александровское подворье Русской Православной церкви.

Все помнят слова Христа о том, что легче верблюду пройти сквозь игольное ушко, нежели богатому войти в Царствие Небесное. Игольное ушко - это, оказывается, узкая калитка в городской стене, сквозь которую можно было пройти в город, когда оказывались запертыми городские ворота. И сквозь такую калитку мог пройти даже верблюд, но без груза. Мы тоже прошли через это игольное ушко. Не застрял никто.

И вот, наконец, мы у цели нашей поездки - Храм Воскресения Христова. Или Храм Гроба Господня. Мне лично больше нравится первое название.

На входе в храм - знаменитая колонна с нерукотворной трещиной, из которой однажды вышел Благодатный огонь. Она холодная и гладкая. Но к ней хочется прикасаться снова и снова.

А внутри храма - Евангельские события страстной пятницы ожили и пронеслись перед нами. Было круговое хождение от придела к приделу, остановки, молитвы, воспоминания страстных Евангелий, но в душе уже была не щемящая боль, а нарастающая радость. Крестный путь оказался дорогой победы, это был путь в бессмертие и вечную радость.

Голгофа - само слово уже многое значит для сердца христианина. Но здесь, на самом месте, где стоял крест Спасителя, отчетливо осознаешь, что главное в духовной жизни - только один Христос. Все остальное уходит на второй и третий планы. А в центре - Спаситель. Словно Он отчетливо говорит каждому: Я здесь, с тобой. Какие слова нужно найти, чтобы ответить на это?

На Голгофе удалось помолиться вместе с греками. Греческий батюшка читал псалмы и молитвы, и хоть все это было на греческом, но - удивительно - абсолютно понятно. И можно было тихонько подпевать ему - Кирие Элейсон. Эта совместная молитва принесла столько радости и умиления, что прикосновение после этого к камню Голгофы стало настоящим счастьем.

В момент распятия Христа произошло землетрясение, и камни распались, а завеса в Храме разодралась надвое. Вот эта трещина в невероятной толщины камне, которая отделила Крест Христа от креста разбойника.

И вот мы у порога Кувуклии, возле места Гроба Господня, места Его Воскресения. Слов нет, чтобы описать все, что там происходило с нами. Говорить не хотелось, в душе только тихонько струился ручеек молитвы. И сейчас, вспоминая Гроб Господень, в душе вспыхивает только радость и звучат слова: "Слава Тебе, Боже!".

В Храме Воскресения Христова особенно запомнился придел Обретения Креста. Глубоко под землей - место, где равноапосльной царицей Еленой был найден Крест Спасителя.
На стенах сохранились древнейшие изображения крестов.

А на полу мраморное плитой обозначено место обретения.

Уходить совершенно не хотелось. Наоборот, если бы можно было часами сидеть на полу рядом с крестом и вслушиваться в тишину огромной каменной громады, нависшей над тобой, чтобы наконец-то услышать свои собственные мысли.

Всю ночь я ходила по храму из придела в придел, по кругу, были остановки, молитвы, размышления, прикосновения к холодным мраморным плитам и колоннам, погружения в короткий тревожный сон, снова хождения... Конечно, это было во сне. А, может, и не совсем...

А утром следующего дня нас ждал Монастырь Креста. Он основан на месте, где росло дерево, ставшее впоследствии Животворящим Крестом Господним. Существует ряд апокрифов, связанных с этим деревом. По одному из них, Лот после гибели Содома посадил в одну лунку сразу 3 породы деревьев (в другом варианте - три сухие трости): кедр, сосну и оливу. Он с горячей покаянной молитвой много лет поливал их, пока они не зазеленели и переплелись в один мощный ствол. Вот он - образ деятельного покаяния! Дерево было срублено царем Соломоном для строительства Храма, однако не подошло ни к чему и было оставлено на земле.

А вот так выглядели первые христианские храмы.

Это монастырь на краю Геенны Огненной. Так называлось самое глубокое ущелье, где во времена Первого Храма находился центр самого ярого идолопоклонства, антипод Храма Всевышнего. Здесь 2800 лет назад местные жители приносили своих детей в жертву Молеху, амонейскому идол. Сюда приходили и пророки, чтобы остановить жертвоприношения и вразумить народ. Позже сюда, как в самую низку точку Иерусалима, сбрасывали мусор, который горел день и ночь, наполняя воздух зловонием и дымом.

А из Геенны Огненной мы отправились в Царствие Небесное. Конечно, этот пункт нашей паломнической программы называется по-другому. Но оно настолько прекрасно и удивительно, что другого названия не придумаешь.

Это - монастырь Харитона Исповедника в Фаранском ущелье. Горы, лучше которых могут быть только горы, бездонное небо, которое отражается в источнике, запах эвкалиптовых деревьев, мяты и аниса, глаза отца Харитона, единственного монаха этой обители, излучающего свет вечности - разве это не отражение Неба на земле?

В монастырь Харитона Исповедника мы ехали по горной дороге с резкими поворотами и спусками.

А вокруг, во все стороны - потрясающие горные пейзажи.

Когда автобус спустился в Фаранское ущелье, паломникам пришлось преодолевать подъем по узкой тропинке. Впрочем, мы летели как на крыльях.

И вот, наконец, мы у цели. Табличка на скале. Никакого пафоса.

Нас радушно встретил отец Харитон со своей собакой.

Очень мудрый и добрый человек, который, живя в полном одиночестве в этом монастыре, стал поистине "собеседником ангелов". У него были абсолютно серые глаза, глубокие, как палестинское небо. Его тихий рассказ об обители, о жизни, о самом главном многим запомнился как одно из самых ярких переживаний паломничества.
Отец Харитон угостил нас вкусным травяным чаем. А потом повел в церковь, разместившуются прямо в скале.

Вид сверху был невероятный!

Наверху мы помолились Харитону Исповеднику. Высеченная в скале церковь, старые иконы прямо на каменных стенах, потолок, до которого можно коснуться рукой - все так просто - и так высоко!

Говорят, что не мы выбираем святых, а они - нас. Уезжая из монастыря, я прощалась с преп. Харитоном как с близким другом, с полной уверенностью, что теперь он всегда будет со мной. Святой преподобный отче Харитоне, моли Бога о нас!

Покидая обитель, я с грустью и в то же время с надеждой на возвращение обернулась - нас провожал отец Харитон и кошка Лисонька.

А дальше наш путь лежал в Палестинскую автономию, в Наблус, где раньше была историческая область Самария. По дороге мы заехали на самую высокую гору, откуда полюбовались бескрайней пустыней.

Проезжали приграничные территории с минными полями и желтыми табличками "Опасно, мины!"

Даже заехали на Палестинский берег Иордана, где в первый раз вошли в священные воды древней реки. Отец Вячеслав окропил всех иорданской водой. И ничего, что сверху на нас смотрел военный с автоматом. Который почему-то говорил по-русски.

А дальше - та самая Самария, где возле колодца праотца Иакова произошла встреча Христа с Самарянкой. На месте колодца теперь храм.

В самом храме - уникальные росписи и иконы, выполненные самим настоятелем храма. Ну и, конечно, колодец. После чтения Евангелия о встрече Господа с Самарянкой мы спустились к колодцу, чтобы зачерпнуть воды.

Колодец оказался очень глубоким, а вода - ледяной и потрясающе вкусной.

Рассвет следующего дня мы встретили в Тивериаде. Окна гостиницы выходили на Галилейское море, хранящее память о Евангельских событиях.

На берегах этого озера стояли древние великие города Капернаум, Хоразин и Вифсаида. Здесь были призваны апостолы, здесь Христос проповедовал среди народа, творил чудеса, укрощал бурю и ходил по воде.

Утром мы отправились на гору Арбель, ее еще называют Горой Блаженств, так как именно на ней прозвучала Нагорная Проповедь, перевернувшая сознание ветхого человека и изменившая мир.
Мы поднимались на гору, усыпанную огромными камнями, хранящую следы древних пастбищ.

Здесь за Христом шло множество народа, иногда Он останавливался, чтобы поговорить с людьми, рассказать им о главном. Возможно, Он выбирал большой камень, чтобы всех видеть, а люди садились вокруг и слушали.

Наконец, мы поднялись на самую верхнюю точку горы, где впервые прозвучали слова "Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное".

Слова Нагорной проповеди здесь, на Арбель, звучат совсем по-другому. Они становятся очень вескими и точными. Не услышать их просто невозможно.

Когда ехали обратно, на нас шла огромная грозовая туча. Ее приближение пугало, как-то не хотелось остаток дня провести в автобусе.

А впереди нас ждали Голанские высоты, их северная часть, где находится замок крестоносцев Нимрод.

Слова гида о том, что на горе всегда очень холодно, паломники не восприняли всерьез, а когда вышли из автобуса под ледяной пронизывающий ветер с накрапывающим дождем, то поняли, что условия здесь не прогулочные.
Мы бродили по узким коридорам крепости, куда-то поднимались и спускались. Когда-то величественная крепость, затем тюрьма для османских дворян, после убежище в непогоду для местных пастухов - теперь замок представляет собой живописные развалины.

Можно представить, каким роскошным и многолюдным был этот парадный зал, освещенный факелами, украшенный доспехами и картинами. Как же холодно и неуютно в нем сейчас.

В замке есть и тайные ходы, по которым можно уйти от погони и стать невидимым.

А если протиснуться через узкое отверстие бойницы - можно вылезти на крепостной холм и увидеть всю суровую красоту этого места.

Грозовая туча все-таки накрыла нашу группу. Стало еще холоднее. Вначале кто-то пытался прятаться в крытых переходах,

но сырость была везде. Неудивительно, ведь в крепости была и цистерна для сбора дождевой воды. Сейчас это - живописная зеленая лужа.

Ливень все-таки выгнал нас из крепости. Все были замерзшие и промокшие. Пришлось отогреваться в автобусе. Так мы познакомились с местной анисовой водкой.

После дождя отправились в Кесарию Филиппову.
Нас встретили заросли гранатовых деревьев. Гранаты здесь никто не собирал, и они раскрывались прямо на деревьях и просыпались на землю.

Это место известно тем, что здесь находится пещера, в которой, как говорят, жил языческий бог Пан - тот самый на козьих ножках. Потому город этот называли Паниас. Пещеру закрывал языческий храм. Теперь от него остались развалины.

А еще здесь берет начало река Иордан.

После приключений под дождем нам в утешение на небе заиграла радуга.

И был вечер, и было утро. День седьмой. Дорога вела нас в Магдалу.

Магдала - это монастырь на берегу Галилейского моря, принадлежащий русской духовной миссии. Обитель основана на месте, где, по преданию, родилась Мария Магдалина.

Здесь, в крохотной церкви, мы собрались, чтобы послужить Литургию.

Что было дальше? Назарет. Древний город, прославившийся на весь мир. Город, где архангел Гавриил сообщил Деве Марии радостную весть, где прошло все детство и оторочество Христа, а в Назаретской синагоге Иисус читал и объяснял Священное Писание. На месте Благовещения теперь - вот такой храм. Надо сказать, что это - основной храм арабской православной общины.

В самом храме мы спустились к источнику Богородицы.

Побывать на Святой Земле и не посетить гору Преображения - Фавор? Наш путь лежал именну туда. Уже из окна автобуса мы любовались ее ровными склонами и необычным расположением. Словно она специально создана для того, чтобы на ней молился Сын Божий.

Подъем мы лениво преодолели на арабских микроавтобусах. Хотя - если будет следующий раз, то лично я пойду пешком.
А наверху нас ждал греческий православный монастырь Преображения.

В храме была очень необычная икона Богородицы - не писаная красками, а выгравированная. А вокруг нее было множество маленьких фотографий людей, получивших чудесную помощь.

А на месте, где находились апостолы во время Преображения, теперь стоят три маленьких палатки. В честь Спасителя, Моисея и Илии. Так желание апостолов поставить на горе три кущи исполнилось спустя две тысячи лет.

Спустившись с Фавора и незримо внутренне преобразившись, мы отправились на Галилейское море.

Под израильским флагом мы плыли по морю, читали Евангелие, смотрели по сторонам.

Еще кормили чаек. Они провожали нас до самого берега.

А потом неожиданно на корабле подняли российский флаг. Правда, музыка при этом заиграла самая что ни на есть еврейская.

А это - наш капитан. Он точно знает, куда плыть.

Куда же мы плыли? В страну Гадаринскую.Приплыли мы почти на закате.

Солнце стремительно садилось за озеро, но это не помешало нам совершить восхождение на гору Ипос, чтобы посмотреть развалины древнего города.

Поскольку там находится очередная граница - мы встретили снова хорошо знакомые желтые таблички.

Мы шли по улицам древнего города, входившего в состав Декаполиса. Отсюда и был родом евангельский бесноватый. Здесь местные жители выращивали на продажу свиней, хоть закон Моисея и запрещал это. И именно здесь Христос выгнал из одержимого человека легион бесов, позволив им войти в стадо свиней, которые потом сбросились с обрывистого берега.

Сейчас эти древнейшие развалины находятся в плачевном состоянии. Все, что не растащено, уходит под землю, а что-то специально засыпано археологами. Видимо, это единственный способ сохранить остатки древней культуры.

Есть там и туннели, по которым можно из одной части города пройти в другую. Что мы, конечно же, попробовали сделать. В этих переходах живут летучие мыши. Поэтому надо было идти, немного пригнувшись.

Утро следующего дня было особенным. Нас ждала река Иордан, куда наконец-то можно было войти и совершить омовение.

На Иордане произошло событие, надолго запомнившееся нашим паломникам. Не каждый раз ты становишься участником таинства крещения, да не просто в храме, а в самой священной реке Иордан. К Церкви Христовой присоединилась целая семья, кто-то - в младенчестве, кто-то - на закате своей жизни. Разве это не чудо?

Радости не было предела. Казалось, мы приехали сюда именно для этого события.

Вот так человек рождается для Царствия Небесного.

А вот так совершенно посторонние люди, не знающие русского языка, видя русского священника, подходили с просьбой о благословении.

Гид рассказал нам, что местные легенды гласят, будто свиньи, сбросившиеся с обрыва в море, превратились в сомов. Поэтому евреи сомов считают нечистой рыбой и не едят ее. Зато в Иордане сомов были огромные стаи. Они почти вылезали на берег по ступенькам, приподнимались на плавниках и выпрашивали у людей еду. А некоторые особо смелые сомики отнимали хлеб у водяных крыс. Только что не хрюкали.

А вокруг Иорданки - огромные плиты с евангельскими строками о крещении Христа - на всех языках. Был даже непальский язык. Русский текст тоже нашли. Он был на цельной плите рядом с немецким и арабским языками. Интересно, такое соседство случайно? Или символично?

А в автобусе мы познакомились с отцом Романом, православным священников, который делает все возможное, чтобы помочь православным евреям на Святой Земле. Много раз он подвергался опасности, гонениям, пострадал за Христа. Поистине, святые рядом с нами!

Затем наша группа отправилась в огненное место, связанное с именем пророка Илии - Мухрака. Здесь пророк победил жрецов Ваала и прославил Единого Бога. Возле здания церкви, принадлежащей католикам - огромная статуя пророка Илии с мечом в руках.

А в храме - настолько все просто и аскетично... Да по-другому здесь и не должно быть. Камень на месте, куда сошел божественный огонь и поглотил жертву, дрова, сам жертвенник... Икона пророка и Богородицы... Свечи...

Святой пророк Божий Илия, моли Бога о нас!
А на смотровой площадке Мухраки - горизонт во все стороны, на все 360 градусов.

И на земле - круг с лучами, указывающими направление.

Дальше наш путь лежал в Кесарию Стратонову. Это уникальный город - амбициозный архитектурный проект Ирода Великого. Город-крепость на берегу Средиземного моря, порт, защищенный волнорезом, уникальные постройки, роскошная архитектура.

Сейчас это музей заповедник. А местные ребятишки ловят тут рыбу.

Землетрясение разрушило и порт, и сам город. Но остались ипподром, амфитеатр, где до сих пор проходят концерты.

А развалины города хранят следы былого величия и роскоши Кесарии.

А самое красивое в Кесарии - это море.

Последние два дня мы провели на Средиземном море, вблизи старого города Акко. Море ни разу не было спокойным. Дул ветер. Но заходить в воду было невероятно приятно. Даже когда песок казался ледяным, как снег, особенно рано утром, а солнце грело уже по-осеннему.

В Акко мы бродили по старому городу, по его узким улицам, пестрым базарным переулкам, набережной, вдыхали запахи специй и кофе, а муэдзин на минарете пронзительно призывал на намаз.

В последний день хотелось запомнить как можно больше. Мы проходили мимо продавцов свежевыжатого сока (свежий гранатовый фреш - это очень вкусно!).

Да и сами гранаты здесь продавались ящиками.

На углях стояли кофейники, можно было подойти и купить крепкий ароматный кофе со специями.

Жизнь здесь, казалось, протекала так лениво, а время было каким-то вязким и растянутым. Никто никуда не спешил, столетиями ничего не менялось. Люди так же сидели, пили кофе, курили кальян, смотрели на море...

А набережная здесь пестрела лодками и мелкими парусниками.

И то, что городу более 4000 лет, здесь не кажется странным или необычным. Таким он был, вероятно, всегда. Изменилось мало что.

Город много раз переходил из рук в руки. Он завоевывался египтянами, ассирийцами, финикийцами, греками, римлянами, арабами. Потом здесь была английская колония.
Город Акко тем и интересен, что в нем переплелись разные культуры, и на этом огромном историческом перекрестке каждая из них оставила свой след.

В одном из переулков Акко к нам подошел пилигрим и рассказал, что совсем рядом находится храм святого Георгия Победоносца.

Действительно, вскоре мы набрели на небольшую церковь.

Это была церковь именно святого Георгия.

А это - маяк. Ведь Акко был крупным портовым городом, пока Хайфа не перетянула всю портовую мощь на себя.

Уходя из старого города, мы в последний раз прошлись по узким переулками, стены которых уходили высоко вверх.

Последний день нашего путешествия мы провели на море. Бродили по берегу, собирали ракушки, ловили последние теплые волны и лучи израильского солнца. Любовались закатами...

Вечером перед отъездом был устроен прощальный ужин, прямо на лужайке, в нескольких метрах от моря.

Было немного грустно. Ведь завершилась удивительная поездка, и другой такой больше не будет. Да, будут другие, не менее потрясающие и удивительные, но такой, как эта - нет.
Многие из нас внутренне изменились. И это было видно по глазам. Кто-то стал мудрее, кто-то взрослее, кто-то избавился от чего-то лишнего и ненужного... Каждый проделал огромную внутреннюю работу. А ведь что такое жизнь христианина, как не постоянная внутренняя работа над собой.

Отец Вячеслав напоследок прочитал нам свое стихотворение.

Мы сидели, слушали шум прибоя, думали каждый о своем, а вдалеке мерцали огни Хайфы. Свежий ветер с моря пробирал холодом, но от этого хотелось только еще больше укутаться, сжаться и сидеть, не шевелясь, вглядываться в темноту и слушать ночную песню Святой Земли.

Говорят, что в духовной жизни нужно стремиться к постоянству и равномерности. Без рывков и ускорений, потому что потом бывают спады и простои.
Я увидела, что такое - духовное постоянство. Когда ничего тебя не собьет с толку. И ты будешь спокойно гореть, как свеча.

Отгадали, что читала в аэропорту матушка Валентина, пока мы опустошали duty-free? Псалтирь.

Конечно, я не рассказала о многом. Это просто невозможно - описать все, абсолютно все, что мы встретили и увидели. Мой рассказ был в большей степени о том, наверное, что взволновало и затронуло лично меня. Получилось повествование на тему "Святая Земля глазами одного человека".
Но, может, это и неплохо?

Всем желаю Божьей помощи! Храни вас Господь и Пресвятая Богородица.

Просмотров : 2066

Вернуться
GTA 5 online играть гта 5 играть GTA 5 играть Assassins creed играть онлайн GTA 5 играть NFS онлайн игра Need For Speed online GTA криминальная Россия Онлайн игра call of duty ГТА 5 играть, игры онлайн гта 5 играть Онлайн игра по мотивам фильма Mortal Kombat GTA 5 играть играть need for speed онлайн скачать майнкрафт симс 4 играть онлайн симс 4 играть kaufen Viagra, Cialis, Levitra, Schnelle Lieferung, diskreter Versand - Online Apotheke!